🗺️ Статьи

Какие шаги предусматриваются в Программированном обучении

Программированное обучение — это эффективный метод обучения, который позволяет каждому студенту освоить материал в своем собственном темпе, постепенно двигаясь от простого к сложному. 🏗️ Своей концепцией программированного обучения мир обязан американскому психологу Б. Ф. Скиннеру, который в начале 50-х годов XX века предложил революционный подход к обучению. 🎉
  1. Переход от контроля к самоконтролю 🔑
  2. Программированное обучение: как работает? ⚙️
  3. Как создать эффективную программу обучения? 🎯
  4. Основные инструменты программированного обучения 🧰
  5. Методы обучения: выбор за вами! 💡
  6. Структура процесса обучения: от цели до результата 🎯
  7. Процесс обучения: тандем учителя и ученика 🤝
  8. Новые образовательные технологии: развитие навыков 🧠
  9. Активные методы обучения: три ключевых задачи 🎯
  10. Выводы и советы 💡

Переход от контроля к самоконтролю 🔑

Скиннер подчеркивал два ключевых принципа, заложенных в основу программированного обучения:

  • Отказ от внешнего контроля: Программированное обучение предполагает переход от традиционного подхода, где преподаватель контролирует процесс обучения, к самоконтролю ученика. 🎓 Студент сам определяет свой темп обучения, выбирает наиболее подходящие для него методы и инструменты, и самостоятельно проверяет свои знания.
  • Самообучение: Программированное обучение ориентировано на развитие самостоятельности и ответственности студента за свой учебный процесс. 📚 Это позволяет студенту активно участвовать в процессе обучения, не ждать инструкций от преподавателя, а самостоятельно искать ответы на вопросы, анализировать информацию и делать выводы.

Программированное обучение: как работает? ⚙️

Программированное обучение — это не просто набор уроков. 📚 Это система, которая позволяет студенту постепенно осваивать новые знания, уверенно двигаясь вперед.

  • Индивидуальный подход: Программированное обучение позволяет каждому студенту учиться в своем собственном темпе. 🏃‍♀️ Студенты с более высоким уровнем подготовки могут проходить материал быстрее, в то время как студенты, которые нуждаются в дополнительном времени для усвоения материала, могут замедлить темп.
  • Пошаговое обучение: Программа обучения разбита на небольшие части, каждая из которых представляет собой отдельный шаг. 👣 Студент осваивает один шаг за раз, и только после того, как он успешно завершил предыдущий шаг, он может переходить к следующему.
  • Контроль знаний: В процессе обучения студенту предлагаются различные виды контроля знаний, что позволяет ему отслеживать свой прогресс и выявлять слабые места. 📝 Это могут быть тесты, задания, практические упражнения и т.д.
  • Немедленная обратная связь: Программированное обучение предоставляет студенту немедленную обратную связь по каждому шагу. ✅ Это позволяет студенту узнать о своих ошибках и сразу же их исправить, не дожидаясь оценки преподавателя.

Как создать эффективную программу обучения? 🎯

Создание эффективной программы обучения — это творческий процесс, который требует внимательного подхода.

  • Определение целей бизнеса: Прежде чем создавать программу обучения, необходимо понять, какие цели преследует компания. 📈 Какие навыки необходимо развить у сотрудников, чтобы достичь успеха?
  • Определение целевой аудитории: Важно понять, кто будет проходить обучение. 👥 Какие знания и навыки уже имеют сотрудники? Какие их особенности нужно учитывать при создании программы?
  • Постановка целей обучения: Важно четко сформулировать цели обучения. 🎯 Чему должны научиться сотрудники в результате прохождения программы?
  • Определение уровня знаний и умений сотрудников: Необходимо провести оценку уровня знаний и умений сотрудников. 📊 Это поможет определить стартовую точку и составить программу обучения, которая будет соответствовать их уровню подготовки.
  • Составление содержания программы: Следующий шаг — составление содержания программы. 📚 Какие темы будут рассматриваться? В каком порядке? Какие материалы будут использоваться?
  • Выбор видов и методов обучения: Важно выбрать наиболее эффективные виды и методы обучения, которые будут соответствовать целям обучения и особенностям целевой audiтории. 💡 Это могут быть лекции, практические занятия, симуляции, игры и т.д.
  • Сбор необходимых ресурсов: Важно заранее собрать все необходимые ресурсы: учебные материалы, оборудование, программное обеспечение и т.д. 🧰

Основные инструменты программированного обучения 🧰

Обучающая программа — это ключевой инструмент программированного обучения. Она представляет собой последовательность шагов, которая позволяет студенту постепенно осваивать новый материал.

  • Пошаговое изложение материала: Обучающая программа разбита на небольшие части, каждая из которых представляет собой отдельный шаг. 👣 Студент осваивает один шаг за раз, и только после того, как он успешно завершил предыдущий шаг, он может переходить к следующему.
  • Контроль знаний: В программе обучения предусмотрены различные виды контроля знаний, что позволяет студенту отслеживать свой прогресс и выявлять слабые места. 📝 Это могут быть тесты, задания, практические упражнения и т.д.
  • Немедленная обратная связь: Программа обучения предоставляет студенту немедленную обратную связь по каждому шагу. ✅ Это позволяет студенту узнать о своих ошибках и сразу же их исправить, не дожидаясь оценки преподавателя.

Методы обучения: выбор за вами! 💡

В современной дидактике существует множество различных методов обучения, которые можно использовать в программированном обучении.

  • Словесные методы: Лекции, книги, беседы, дискуссии — это классические методы обучения, которые позволяют студенту получить основные знания по теме. 🗣️
  • Наглядные методы: Видеоматериалы, явления, наглядные пособия — все это помогает студенту лучше усвоить материал и представить его в контексте. 👀
  • Практические методы: Практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы — все это позволяет студенту применить полученные знания на практике и закрепить их. 💪
  • Обучение через создание проблемных ситуаций: Этот метод заключается в том, что студенту предлагается решить проблемную ситуацию, которая требует от него применения знаний и навыков. 🧠 Это помогает студенту развивать критическое мышление и решать проблемы в реальных условиях.

Структура процесса обучения: от цели до результата 🎯

К. Бабанский выделил шесть ключевых компонентов в структуре процесса обучения:

  • Целевой компонент: Определяет цели обучения, которые должны быть четко сформулированы и измеримы. 🎯
  • Стимулирующе-мотивационный компонент: Создает условия для мотивации студента к обучению. 🌟 Это может быть интересный материал, конкурсы, поощрения и т.д.
  • Содержательный компонент: Определяет содержание обучения, которое должно быть актуальным, понятным и доступным для студента. 📚
  • Операционно-действенный компонент: Описывает действия студента в процессе обучения, включая чтение, запись, решение задач и т.д. 👣
  • Контрольно-регулировочный компонент: Определяет способы контроля знаний и регулирования процесса обучения в зависимости от результатов контроля. 📝
  • Оценочно-результатовный компонент: Оценивает результаты обучения и определяет степень достижения целей. 🏆

Процесс обучения: тандем учителя и ученика 🤝

Обучение — это сложный процесс, который требует взаимодействия учителя и ученика.

  • Двусторонний процесс: Обучение — это не просто передача знаний от учителя к ученику. 🔄 Это двусторонний процесс, который требует активного участия как учителя, так и ученика.
  • Общая цель: Учителя и ученики должны иметь общую цель — вооружение учеников знаниями, умениями и навыками, их развитие и воспитание. 🏆

Новые образовательные технологии: развитие навыков 🧠

Современные образовательные технологии открывают новые возможности для обучения и развития навыков.

  • Развитие креативности: Игры, приложения и программы помогают студенту развивать креативность и творческие способности. 🎨
  • Развитие логического мышления: Программированное обучение требует от студента логического мышления и способности анализировать информацию. 🧠
  • Развитие умения принимать обоснованные решения: Программированное обучение позволяет студенту развивать умение принимать обоснованные решения на основе полученных знаний. 💪

Активные методы обучения: три ключевых задачи 🎯

Активные методы обучения — это эффективный инструмент для вовлечения студентов в учебный процесс.

  • Управляющее воздействие преподавателя: Активные методы обучения позволяют преподавателю управлять учебным процессом и направлять его в нужное русло. 🧭
  • Активное участие студентов: Активные методы обучения поощряют активное участие студентов в учебном процессе, что делает его более интересным и эффективным. 💪
  • Развитие самостоятельности: Активные методы обучения направлены на формирование умений и навыков самостоятельной работы над учебным материалом. 📚

Выводы и советы 💡

Программированное обучение — это эффективный метод обучения, который позво

Вверх